cat_779 (cat_779) wrote,
cat_779
cat_779

Как иудаизм борется с "соломенными вдовами".

Развод в иудаизме возможен, хоть и не приветствуется. В принципе, процедура развода не сложна. Но есть одно «но». Если муж по доброй воле не хочет дать жене гет – развод, его практически невозможно к этому принудить. В этом случает его жена не может выйти замуж вторично и обречена на одиночество. Это патовая ситуация: с мужем жить она не может, завязать другие отношения – тоже (иначе это будет приравнено к прелюбодеянию). В иврите есть даже специальный глагол, значение которого – «оставить
жену без развода»! Об этой коллизии и о том, можно ли ее как-то преодолеть, рассказывает раввин Ури Суперфин.





Тора отдает право расторгнуть брачный союз мужу. Но речь идет о самом акте расторжения, инициатива же может принадлежать и супруге – главное, чтобы муж был согласен. Если же муж отказывается дать жене гет – разводное письмо, женщина оказывается в «подвешенном состоянии». Она получает статус «агуна» (что-то вроде «соломенной вдовы»). В большинстве случаев причины, из-за которых мужья выступают в роли «собаки на сене», – финансового свойства. Таким способом они пытаются оказать давление на своих супруг с тем, чтобы те заняли более гибкую позицию при разделе &aquo;совместно нажитого». Иногда муж обязан дать развод по закону: например, если выяснилось, что закон
запрещает этим супругам состоять в браке (к примеру, стало известно, что жена коэна когда-то была замужем и развелась, а не овдовела, как думали) или если он не выполняет своих обязательств по отношению к жене (не выполняет супружеский долг).

Среди авторитетов ведется спор, можно ли заставлять мужа развестись с женой, если повод для этого не оговорен в Талмуде. К примеру, если муж бьет жену, или eго поведение позорит ее в глазах окружающих, или он изменяет ей и т.п. Рабби Моше Исраэлис (ашкеназский «соавтор» Шулхан Аруха – основного кодекса еврейского закона) полагает, что в этом случае суд вправе заставить мужа дать развод. Не все авторитеты разделяют это мнение, однако в определенных случаях раввинский суд принимает подобные претензии во внимание.

Если же муж, в соответствии с буквой закона, не обязан разводиться, никакая сила не способна сделать разводное письмо, данное им по принуждению, действительным. И его жена, имея на руках такое письмо, не сможет выйти замуж за кого-то другого. Тем более если гет был получен от мужа насильно посредством некоей инициативы, исходящей не от еврейского раввинского суда (например, от родственников): в этом случае, даже если в соответствии с буквой закона муж обязан развестись, гет не будет действителен. Так что, в принципе, любое принуждение, не инициированное раввинским судом, не имеет смысла.

Чтобы гет считался «гетом по принуждению», совсем не обязательно оказывать на мужа физическое давление. Даже такие средства принуждения, как штрафы и другие формы активного воздействия, расцениваются как давление и лишают гет всякой юридической силы.

Впрочем, существуют и такие меры, которые, с одной стороны, подталкивают мужа к согласию развестись, с другой стороны, не считаются принуждением с точки зрения алахи. Это, к примеру, так называемые «архакот де-рабейну Там». Общий знаменатель этих мер в том, что на мужа не оказывается прямого давления, а лишь косвенное. Прежде всего, это бойкот. Его не вызывают в синагоге к Торе, не считают частью миньяна, не учатся с ним и даже отказывают ему в обрезании сына, буде таковой родится! В теории, современные раввинские суды в Израиле имеют весьма широкие полномочия, чтобы добиться от мужей, отказывающихся дать гет свои женам, согласия на это.

К примеру, арестовать банковский счет такого мужа, лишить его водительских прав, запретить ему покидать пределы страны и многое другое. Но надо отметить, что все эти меры редко применяются на практике.
Ведь многие из перечисленных средств попадают в «серую область» между разрешенными и запрещенными способами воздействия.

Контекст

Религиозная сионистская организация «Цоар» придумала способ, как не допустить ситуацию, при которой женщина станет «агуной». Об этом пишет ИА «Курсор».

Новшество заключается в добрачном соглашении «о взаимном уважении», которое получило статус официального документа. В каком-то смысле это решение можно назвать историческим. Главная цель этого документа – предотвратить острую проблемную ситуацию, при которой мужчина не дает бывшей жене гет – документ о разводе.

Источник:
http://news.jeps.ru/Pdf/forshmak/gazeta_forshmak_14.pdf

Tags: Евреи, Израиль
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments