cat_779 (cat_779) wrote,
cat_779
cat_779

Фальшивая история эвакуации в советский Узбекистан 1941-42 гг. как один из мифов о ВОВ.

     Автору этой статьи не удалось найти в интернете ни единой фотографии и ни одного видеоматериала об эвакуации в советский Узбекистан времён Великой Отечественной войны, отснятых непосредственно во время и на месте этого длительного процесса, который продолжался в 1941-42 гг, несмотря на то, что практически вся советская интеллигенция была передислоцирована в Среднюю Азию и продолжала работать, ей были предоставлены все условия. Более того, полное отсутствие фото-и видеоматериалов 1940х гг кажется весьма странным и удивительным, на самом деле их должно быть изобилие.

     Тем не менее, об эвакуации в Среднюю Азию в 1941-42 гг ни в русскоязычном, ни в англоязычном интернете никаких достоверных материалов нет. Всё, что мы знаем об эвакуации, создано исключительно на основе воспоминаний людей пожилого возраста библейской национальности, владеющих актёрским мастерством, оснятых гораздо позднее фотографиях и кинофильмах, и картинах, написанных ещё позже. Автор статьи затрудняется ответить на вопрос, каким образом советская интеллигенция за годы пребывания в советском Узбекистане, обеспеченная необходимыми фотоматериалами, не удосужилась запечатлеть свою жизнь и творчество хотя бы для того, чтобы показать простым советским гражданам, когда телевидение стало доступным. Несостоятельны также ссылки на секретность. Наоборот, эти документы очень помогли бы сплотить советский народ.

     Но самое главное, кроме народа библейской национальности, ни один другой народ не может засвидетельствовать сам факт эвакуации в советский Узбекистан в 1941-42.Такой информационный провал может быть только тогда, когда это действительно провал-такого события не существовало. Никакой эвакуации в советской Узбекистан в 1941-42 гг не было и не могло быть по ряду очень многих причин, первые из которых: ни советского Узбекистана, ни самой эвакуации, ни узбеков, ни библейского народа в 1941-42 гг ещё не существовало. Всё это разом появится в начале 1950х гг. Все кинофотоматериалы, воспоминания, книги, газеты до начала 1950-х гг-фальшивка.

     Автор не ставит задачи развенчать все мифы об эвакуации в советский Узбекистан. Цель данной статьи: показать невозможность обеспечения эвакуированных переселенцев , местного населения продуктами питания, а также какого-либо вывоза сельскохозяйственных продуктов, поскольку их производство было основано исключительно на гужевом транспорте и ручном труде. Состояние местных базаров было антисанитарным, убогим и примитивным вплоть до прекращения существования СССР.


Image: http://kontinentusa.com/tashkent-gorod-na-tolko-hlebnii/

       Практически вся советская творческая и писательская интеллигенция получила от Сталина бронь.Чтобы искусство смогло выполнять свою функцию сохранения нравственных и культурных ценностей народа и в военное время, Советским Правительством было принято решение об эвакуации союза писателей, художников, других творческих коллективов, театров, консерваторий, киностудий вглубь России и в столицы республик Средней Азии и Казахстана. Там творческой интеллигенции были созданы условия, в которых она включилась в активную работу ради всеобщей цели – приближения Победы. киностудии, эвакуированные в Алма-Ату, Ташкент и Ашхабад не сократили выход фильмов. Государство, ведя одну из самых кровопролитных войн, находило средства для финансирования студий, поэтому кинопроизводство в СССР свернуто не было. Кино только на время изменило тематику и увеличило жанровое разнообразие. На смену полнометражным картинам пришли короткометражки и киноконцерты.

Абдурд: вся советская интеллигенция в 1941-42 гг в Узбекской ССР есть, доказательств их присутствия-нет!
Художественные и документальные фильмы в эвакуации выпускались, а ни одной фотографии и ни одного кадра, на котором запечатлён быт не существует.
Что на сегодняшний день нам известно об эвакуации в Узбекскую ССР в 1941-42 гг?


Вклад Узбекистана в победу во Второй Мировой Войне


Вклад Узбекистана во времена 2 мировой войне.

**********
Каким был вклад Узбекистана и узбеков в Победу в «Великой отечественной войне»?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, если обратиться к литературным источникам, то из них можно узнать, что узбекский народ принимал активное участие в разгроме фашистских войск во время Второй мировой войны, названной в СССР «Великой Отечественной войной» с подачи газеты «Правда». А сами узбеки, принимали участие в боях за освобождение: Москвы, Сталинграда, Кавказа, Крыма, Курска, Украины, Белоруссии и европейских стран. Кроме того, они мужественно сражались в рядах различных партизанских отрядов.

В Узбекской ССР были сформированы и укомплектованы 15 узбекских дивизий и бригад. Кроме этих военных подразделений десятки тысяч молодых узбеков были призваны в ряды Красной армии. Со стороны военных училищ, дислоцированных в Ташкенте, были подготовлены для фронта несколько тысяч командиров и политработников. В первые годы войны только лишь из города Ташкента 100.000 (сто тыс.) молодых людей, в том числе девушки, были призваны на военную службу.

А самое главное, если к началу войны, т.е. в 1941 году в Узбекской ССР проживало 6,5 миллиона человек, то из них 1,5 миллиона человек принимало участие в «Великой Отечественной войне». А если вычесть из этой численности населения численность стариков и детей, что в то время достигало около половины всего населения страны, то не трудно прийти к выводу, что число участников этой войны составляло почти 50% взрослого населения Узбекской ССР. И, из этого числа участников «Великой Отечественной войны» Узбекской ССР, около 33% или 500 тысяч погибли, а 42,7% или 640 тысяч – получили ранения различных степеней тяжести.

За короткие сроки более 200 крупных промышленных предприятий Узбекской ССР были переведены на военные рельсы и начали производить вооружение и военное снаряжение.(покажите энергетику, тяжёлое машиностроение, автомобильный грузовой транспорт, подъёмные механизмы того времени-их нет.)

Кроме того в нашу республику было эвакуировано и в короткие сроки введено в эксплуатацию более 100 предприятий военного назначения, из которых 55 – было размещено в г. Ташкенте и Ташкентской области, 14 – в Самаркандской области, 22 – в Ферганской долине и 2 – в Бухарской области. На базе эвакуированного оборудования было создано еще 47 новых местных предприятий. А у части таких предприятий была увеличена производственная мощность.

За годы войны в Узбекскую ССР прибыло около 1.000.000 (одного миллиона) эвакуированных жителей РСФСР, Украинской, Белорусской и Молдавской ССР. И около 200.000 (двухсот тысяч) из них были дети. Им было предоставлено более 135.000 кв. метров жилой площади и их трудоустраивали. ( За счёт каких ресурсов ?
Их нет ) Жители республики делились с ними последним куском хлеба, одеждой, обувью и жильем.  (Последнюю лепешку, одежду и обувь отдали-сами в чём ходили и что сами ели? Бред)

В Узбекистане было размещено более 113 военных госпиталей, над которыми шефствовали 750 местных предприятий, учреждений, колхозов и совхозов. Поэтому наш Ташкент называли и санитарной столицей СССР. (где фармацевтическая промышленность, где медицинские институты и техникумы для обучения врачей и медсестер, чем и как лечили?  )

В годы войны в разгроме фашистов огромную роль сыграло военное оружие и техника, произведенное в Узбекской ССР. Основная часть промышленности республики была переведена на производство военного оружия и техники, что бесперебойно отправлялось на фронт.Где технологии, металлургическая промышленность, энергетика и т.д.-ничего не было)

В соответствие с имеющимися данными, из Узбекской ССР на фронт было отправлено:

2100 самолетов; 17342 авиамоторов; 17100 минометов; 27000 запчастей для противотанковых орудий; 60000 боекомплектов химической защиты; 22000000 мин; 560000 снарядов; 2318000 авиабомб; 1000000 шт. гранат; более 100000 п.м. стальных проводов; полевые радиостанции, более 3000000 шт. радиоламп для танков и самолетов; 5 бронепоездов; 18 военно-санитарных и банных поездов; 2200 полевых кухонь.(Аж дух захватывает!)

Известно, что за четыре годы войны хлопкоробы Узбекской ССР сдали государству: 4806000 тонн хлопка-сырца, 1066000 тонн зерна, 195000 тонн риса, 108000 тонн картошки, 374000 тонн овощей и фруктов, 35289 тонн сухофруктов, 57444 тонн винограда, 1593000 тонн мяса, 5286000 штук кожаных шкур. Несомненно, все это пошло на нужды обороны.

Кроме того, большое количество представителей узбекского народа было направлено в РСФСР в составе «Рабочих батальонов». Среди них были молодые люди в возрасте от 16-ти и более лет, которые закончили профтехучилища. Как свидетельствуют данные, относящиеся к 1943 году, численность узбеков, вошедших в состав «Рабочих батальонов» составляло 155000 (сто пятьдесят пять тыс.) человек.

В 1943 году Узбекская ССР одним из первых начал оказывать помощь территориям, освобожденным от фашистских захватчиков. Так в октябре того же года, из Узбекской ССР в освобожденные земли Белорусской, Украинской ССР и РСФСР было направлено 800 врачей. В первой половине 1944 года в Украинскую ССР было отправлено 300 тонн зерна, 8300 голов КРС и 6700 голов МРС и т.д. и т.п.
*********

После прочтения длинного списка заслуг Узбекской ССР во время Великой Отечественной войны у автора сложилось впечатление, что уже в 1941-42 гг. там уже был мощнейший агропромышленный комплекс, развитая промышленность и энергетика, разветвлённая сеть автомобильных и железных дорог, автомобильный грузовой транспорт, добыча природных ресурсов и т.д. В действительности, ничего этого не было. Вся топливная энергетика, разведка и добыча минеральных ресурсов начались только в 1950-60 гг.
Базары Средней Азии являются самым точным и надёжным показателем благосостояния народа и мерилом уровня развития промышленности, сельского хозяйства, энергетики и транспорта. В данной статье автор продлагает вашему вниманию фото и видео базаров советского Узбекистана в 1930х и в середине 1950х гг и далее, так как нет никакой  промежуточной информации.
Нищета, убогость, антисанитария. Средняя Азия, в том числе и Узбекистан, были и до сих пор являются рассадниками педикулёза, туберкулёза, гепатита и других болезней. До сих пор не решена энергетическая и водная проблемы. Мужчины-среднеазиаты не умеют работать инструментами, не имеют понятия о времени, в советские времена они почти не работали на промышленных предприятиях. Основные их занятия-торговля и времяпрепровождение в чайхане. Как сельскохозяйственные работники, среднеазиаты не преуспевали с советских времена и до сих пор. На все полевые работы гоняли школьников, студентов и работников предприятий, сами узбеки никогда самостоятельно не справлялись.
Бытовая техника: стиральные машины, холодильники, морозильники-в 1940е гг отсутствовали. Консервной промышленности не существовало, в то время как в период с конца октября по конец апреля ничего не росло, даже в советские времена женщины постоянно консервировали, чтобы пережить зимние месяцы, когда на базаре всё дорого.
Вот и подумайте, как добрые узбеки могли приютить 10-15 сирот без минимальных бытовых удобств, в условиях  скученности и антисанитарии. Это был бы рассадник эпидемий, туберкулёза, вшивости и желтухи. Узбечки будут возиться со своими и с эвакуированными детьми, а узбеки-сидеть на базаре и в чайхане. Шикарная эвакуация получается.

*************

Документальный фильм «Дети войны» (совместное производство России и Узбекистана) был снят в 2010 году, к 65-летию Победы. Режиссер Джасур Исхаков. В фильме собраны уникальные архивные кадры и воспоминания детей, оказавшихся в эвакуации в Ташкенте.
Во времена ВОВ люди ВСЕХ национальностей СССР были эвакуированы в Узбекистан, но почему об этом рассказывают исключительно представители библейского народа? Кто дал им право говорить от имени всех? Все рассказчики в этом фильме-евреи с удивительно хорошей памятью, которые вспоминают в деталях события 65-70 летней давности.


«Дети войны»

"Ты не сирота". Культовый фильм про тыл военного времени. В центре - рассказ о кузнеце Шоахмеде Шомахмудове и его жене, усыновивших и воспитавших четырнадцать осиротевших детей разных национальностей...
В годы второй мировой войны, когда в Узбекистан стали прибывать эшелоны с эвакуированными детьми из детских домов, известный узбекский поэт Гафур Гулям написал ставшее знаменитым стихотворение "Ты не сирота".Уж больно лакированная картинка получается.


Ты не сирота 1962 Узбек-фильм, О создании этого фильма по ссылке внизу: Дети войны в хлебном городе

Из воспоминаний Лазаря Ремпеля, доктора искусствоведения, сосланного в 1937 году в Среднюю Азию. Перед войной жил в Самарканде:

       «В 1942 году в Самарканд были эвакуированы художественные вузы Москвы, Ленинграда, Киева, Харькова. (Где картины, стихи, проза?)
Они заняли медресе на Самаркандском Регистане и здание школы в районе железнодорожного вокзала. Пригласили меня читать лекции в Академии художеств по теории искусств и искусству стран Востока. Я ожил. Между тем близилась зима. В колхозе нам дали другую сторожку, потеплее, сложенную из сырца, с земляным полом: комнатка в одно окно, с крохотной передней, не отделенной дверью. Завели козу, поместив в передней. Стало чем кормить ребят, а однажды ночью коза разрешилась от бремени, и уже десять минут спустя козленок прыгал по нашей постели. До вокзала, где я читал лекции студентам, было километров шесть. «Завел» ишака, по бокам его свисали хуржины с книгами. Надевал шляпу и, восседая на ишаке, плелся часами в Академию. За мной бежали мальчишки и дразнили: «Силиндр!», «Силиндр!» - показывая пальцами на мою шляпу. Было очень досадно, когда, вернувшись однажды с лекции в Академии художеств и введя ишака в его стойло, я обнаружил там двух мальчишек, которые, вынув из ящиков мои стеклянные негативы памятников архитектуры Средней Азии, заснятые в разное время с таким трудом, разглядывали их на свет из двери и методически разбивали о камень. Гора битых негативов привела меня в ужас. Но я понимал, что это по невежеству, а не с умыслом».

«Как фотокорреспондент многотиражной газеты «Все для фронта, все для победы», я обходил колхозы, ночевал, где придётся, не всегда в силах двинуться дальше. Зимой мерзли (вязанка дров стоила неимоверных денег) и, понятно, голодали. Летом опять голодали, к тому же и задыхались от раскаленной пыли. Не помню, как и где подобрал я погибавшего от голода мальчика, притащил его в келью, которую приспособил под фотолабораторию. Брал его потом с собой в колхозы. Тащились, жуя на ходу высохшие на деревьях яблоки. Годы стерли его облик в моей памяти, не помню, и как он вдруг исчез. Но лет тридцать спустя он разыскал меня в Ташкенте. Складный, уверенный в себе, обаятельный мужчина представился: «Не помните меня?» - «Не помню». – «Вы подобрали меня погибающим. Вспомните! Самарканд!» - «Нет, не помню!». И только с годами, медленно, как снимок в проявителе, стали проясняться забытые черты: «Герц Франк!»

Вспоминает Александр Волков, сын художника А.Волкова, автора знаменитой «Гранатовой чайханы»: «В сорок первом году в Ташкенте появились первые эвакуированные. Я помню, когда пошли первые эшелоны, и отец сразу отправился на вокзал и тут же пригласил в свою мастерскую целый ряд художников. У него жил скульптор Дмитрий Шварц, который до этого когда-то у отца учился, с женой и сыном, жил искусствовед Дурас, венгерский коммунист, который бежал от фашизма, жила художница Короткова, еще несколько человек… Люди то появлялись у нас, то исчезали…
Мастерская, по сравнению с нашей квартиркой, была довольно большая: метров семь в длину и метра четыре в ширину, и к ней еще был пристроен сарайчик для угля. В этой мастерской стояли работы отца, но и все эвакуированные там тоже как-то умещались. И у нас во дворе жили люди, и в соседнем дворе, я помню, что людей вокруг было очень много…
В отцовской мастерской, когда там жил Шварц, стояли скульптурные каркасы, скульптуры. Я часто туда заходил, и это воспоминание так врезалось в память, что, может, поэтому я потом увлекся скульптурой.
Отец отдал много своих работ в госпиталь, они висели в разных палатах. Но когда госпиталь закрыли и отец пошел за картинами, оказалось, что они пропали.
(фотопластины разбили, картины украли, и всё созданное непосильным трудом пропало)
Мы их так и не нашли потом.
Отец в те годы не был в Самарканде, но я хорошо помню, как какие-то кочевые племена почему-то проходили через Ташкент. По нашей улице шли бесконечные вереницы караванов – с детьми, женщинами сидящими, верблюды были украшены коврами, на них были сложены вещи…»

В Ташкенте в годы войны шла яркая культурная жизнь. Рядом с нами работал Еврейский театр (ГОСЕТ), где главным художником был Тышлер, и он приходил к отцу домой. Театр Ленинского комсомола, который тоже был эвакуирован, давал спектакли, на которые ходило большое количество людей. В Ташкенте жили музыканты, мои родственники ходили на концерты пианиста Павла Серебрякова, эвакуированного из Ленинграда.

Деятелям культуры тогда уделялось большое внимание, им выдавали пайки, которые помогали выжить. Ослабленным, больным детям тоже выдавался паек, они были прикреплены к столовой, многих отправляли в санаторий. Кроме того, в Ташкенте был организован Дом детского художественного творчества, и там занималось много детей. Был поэтический кружок, куда ходили на занятия Эдуард Бабаев и Валентин Берестов. Они же и к Ахматовой приходили, которая жила неподалеку от нас.
В этом Детском доме творчества была устроена выставка, которую сначала показали в Ташкенте, а потом отправили в Америку. В ней участвовали талантливые молодые художники Игорь Юсуфов, Мария Эльконина, про эту выставку писали в «Огоньке», «Комсомольской правде». На открытии выставки были Ахматова, Михоэлс, искусствовед Эфрос. В Штатах эта выставка тоже произвела большое впечатление, там издали каталог… Тогда только начинались поставки из Америки по ленд-лизу, приходили посылки, и я получил «премию» - мне выдали английское (или американское) пальто-реглан, в котором я стеснялся ходить, потому что ни у кого такого не было.
Ташкент тогда очень наполнился разными людьми. Но бытового антисемитизма не было вообще. Мы, дети, совершенно не разбирались, кто русский, кто узбек, кто еврей. Мы все учились в одной школе, ходили в одни и те же кружки. Мы были как одна семья. Впервые я услышал, что есть такая национальность – еврей - когда началось дело врачей.(это указывает на время появления евреев)

В двадцатые годы вышла знаменитая повесть Неверова «Ташкент – город хлебный», и в Узбекистан еще до войны приехало много голодающих, в том числе из Поволжья. И шпаны всякой понаехало, началось воровство. До этого ведь узбекские дома вообще не запирались. Но во время эвакуации этот тяжелый опыт не вспоминали: узбеки очень тепло приняли эвакуированных, ко всем относились дружелюбно.

Мы жили своей семьей, эвакуированные готовили себе отдельно. Но много людей приходило к нам в гости, например, Валентин Берестов, который очень голодал, и мама моя, чем могла, его подкармливала. К нам приходили художники – смотреть работы отца, и мама тоже устраивала всегда какое-то угощенье. Все это было сложно: удобства, вода были во дворе, готовить надо было на керосинке, долго и непросто. Но все разговоры были об искусстве. Это очень запомнилось.
Я читал воспоминания Лидии Чуковской о тяжелом быте Анны Ахматовой в Ташкенте – но она описывает нормальную ташкентскую жизнь, мы все так жили. Конечно, было не сравнить с московскими удобствами, но в Ташкенте ко многим вещам относились гораздо проще.
Помню, как мы с мамой ходили в какой-то Наркомпрос, где нам выдавали затируху – муку с отрубями. Мы заваривали ее горячей водой, и это была наша еда. Вообще было трудно. Все время хотелось есть, и это мое главное детское воспоминание.

Ладно, вскипятить воду для питья и приготовить еду на керосинке можно, но каким образом помыться-постираться, особенно в зимнее время? Каким образом 1,5 миллиона эвакуированных, в том числе 300 тысяч детей, поддерживали в надлежащем санитарном состоянии?

*********
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Базары главных городов советского Узбекистана: Самарканда, Ташкента и Ферганы в 1930-е и 1950-е и далее.
Транспорт: ишак-арба. Грязь, антисанитария, примитивизм, убогость даже в 1960-е гг., 15 лет после Победы и более 10 лет после полного восстановления неродного хозяйства.
Советские базары едва снабжали местное население. Автор делает важное замечание: в советские времена лучшие сельскохозяйственные продукты и мясо обходными путями шли на базар и продавались по рыночным ценам. Та картина базаров, которую вы видите, приукрашена за счёт перекочёвывания колхозных и совхозных продуктов из овощных ларьков на прилавки базаров-у всех есть дети!

Почти до конца 1930 г столицей Узбекистана был Самарканд, 1 сентября 1930 года столица Узбекской ССР была перенесена в Ташкент.Посмотрите на эту столицу-и это за 10 лет до эвакуации. Промышленность и развитое сельское хозяйство на нуле.
Самаркандский базар 1930-х гг,( фактически это 1950-60 гг), до массового приезда белого неселения из России. Убогость, примитивизм, нищета, yжасающая разруха.Надписи на кириллице и латинице. Транспорта почти нет.Молодые и пожилые мужчины в дневное время сидят в чайхане или на базаре. Всё домашняя работа лежит на женщинах.Местное население передвигается на ишаках или на лошаях, запряженных в арбу.


130, Как выглядел Самарканд в 1930 году когда перестал быть столицей

Базар в Самарканде 1963 и 1968 гг. Разницы между 1930-ми и 1960-ми гг почти нет! Эти фильмы снимали примерно в одно время. Ишак-арба, примитивизм, мужчины сидят на базаре и в чайхане, грязь и антисанитария. Не случайно в республиках Средней Азии инфекционные заболевания были очень распространены. Но главное-не хватало чистой питьевой воды! Только после заселения городов Средней Азии русскими в 1950-60 хх там появились водопровод и канализация. Промышленность в те годы только начала появляться.


Самарканд / Samarkand in 1963


Samarkand, Uzbekistan 1968, Pt.1 - Memories of the Soviet Union


Samarkand, Uzbekistan 1968, Pt.2 - Memories of the Soviet Union

А это уже 1981 год. До распада СССР осталось 10 лет. Базар по-прежнему примитивный. Только концу существования и после краха СССР у частных предпринимателей появится возможность свободно торговать и предвратить восточные базары в оазисы изобилия, какими они являются во всём мире и какими они должны быть.


Samarkand 1981

Самаркандский базар 1963 года:










Базар в советском Ташкенте, КОНЕЦ 1960-х

Центральные улицы благоустроены, очень мало транспорта, за пределами центра и на базаре-примитивизм, люди бедно одеты. Промышленность только начала подниматься.


Ташкент / Tashkent 1956

Посмотрите кадры старой кинохроники 1930-х (фактически 1950х гг) Убогость, примитивизм, нищета.
Основной вид транспорта-ишак-арба. Дорог нет, машины вязнут в грязи.Мужчины днём на базаре.Этот убогий Ташкент был полностью разрушен землетрясением 1966.


30 годы Советская Средняя Азия -кинохроника








Фотографии Евгения Хаттатова. Ферганский базар, 70-е, 80-е:


















Как впечатление от базаров в советское время, в 1960-е гг? А теперь представьте, что в три главных города советского Узбекистана: Самарканд, Ташкент и Фергану за два года 1941-42 приехали 1,5 миллиона эвакуированных. Хватило бы им продуктов местного производства? Нет. Чтобы накормить такое количество населения даже по самому минимуму, да ещё и посылать c/x продукцию на фронт, нужен совершенно другой уровень развития промышленности, энергетики, транспорта и сельского хозяйства. Но этого не было. Эвакуация в 1941-42 гг в советский Узбекистан-миф. Кому это выгодно?  В первую очередь, евреям для их легализации. Зная заказчика, можно сомневаться в достоверности предоставленной им информации и написанной истории.


Топливная энергетика в СССР-читайте здесь:

Геноцид "бесплатных" квартир в СССР. Часть 2.
http://cat-779.livejournal.com/11837.html

Источники:

Эвакуация жизни: Как жили в Ташкенте во время войны. Воспоминания современников
http://www.fergananews.com/articles/8540
Вклад Узбекистана в Победу над фашизмом
https://www.proza.ru/2016/05/10/1442
Дети войны в хлебном городе
http://www.fergananews.com/articles/6596
Market in Samarkand, Uzbekistan. Photos taken in 1963
https://mytashkent.uz/2015/05/17/market-in-samarkand-uzbekistan-photos-taken-in-1963/
Советский Ташкент конца шестидесятых
http://mytashkent.uz/2014/08/14/sovetskij-tashkent-kontsa-shestidesyatyh/
Фотографии Евгения Хаттатова. Ферганский базар, 70-е, 80-е
https://mytashkent.uz/2016/07/18/fotografii-evgeniya-hattatova-ferganskij-bazar-70-e-80-e/
Советское кино в годы войны. Часть 1. Когда искусство укрепляет дух
https://www.yburlan.ru/biblioteka/sovetskoe-kino-v-gody-vojny-chast-1

Tags: ВОВ, СССР, фальсификация истории
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments