cat_779 (cat_779) wrote,
cat_779
cat_779

Войлок как целая жизнь. Как голландка влюбилась в Кыргызстан и открыла магазин ширдаков.

Ширдак - орнаментальный войлочный ковёр, одно из самых сложных по своей технике изготовления изделий из войлока у кыргызов.

Изготовление ширдаков считается национальным киргизским мастерством, материальным богатством ДРЕВНЕЙ КОЧЕВОЙ цивилизации Киргизстана, внесенным в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Этому ДРЕВНЕМУ виду национального ковроткачества якобы уже более 1000 лет. Однако никто не задумался, откуда у древних кочевников такие сложные технологии, стойкие химические красители, инструменты и прочее, необходимое для создания ширдака. Искусство ручного ковроткачества появилось совсем недавно,когда появились сами эти кочевые народы, которым нужно было утеплить и украсить своё жильё-переносные юрты. Кочевников научили изготавливать войлок и делать из него ширдаки. Кто мог научить среднеазиатских кочевников? В Сибири умели делать валяную обувь, там были организованы шерстобитно-пимокатные промыслы, из мягкой взбитой шерсти легко катались войлок и валяная обувь. Войлочные ковры могли использоваться исключительно в сухом климате, поэтому изготовление ширдаков стало повсеместным именно в Средней Азии. Древние кочевники никакого отношения к изобретению технологии ширдака не имеют. В настоящее время началось возрождение забытых промыслов, организуют пимокатные производства в Сибири и изготовление ширдаков в Киргизии в основном на экспорт в европейские страны: Голандию, Швейцарию, Германию. Ширдаки пользуются спросом в том числе и потому, что на подсознательном уровне народ понимает, что технологии обработки войлока и ковроткачества слишком сложны для кочевников, и в большей степени могут быть отнесены к достоянию античной цивилизацииЕсли бы продавцы ширдаков в европейских магазинах делали бы правильный маркетинг, они бы получили гораздо большую прибыль. С одной стороны, конечно, туземная экзотика привлекает как магнит, но с другой стороны, историческая правда дороже.




Кыргызский шырдак покоряет Европу


В Кыргызстане посвятили фестиваль традиционным войлочным коврам (новости)

«Традиционное кыргызское мастерство – это материальное богатство древней кочевой цивилизации Кыргызстана. Мы хотим показать его миру. Наши мастера сохранили это искусство до сегодняшнего дня».

В 2012 году искусство кыргызского ковроткачества внесли в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В наши дни ему угрожает исчезновение. В Кыргызстане осталось немного мастериц, которые умеют делать войлочные ковры. Причём, в основном, они уже немолоды. На изготовление одного ковра, который здесь называют ширдак, уходит полгода.

Для киргизов ширдаки наряду с киизами были предметами первой необходимости в быту. Их стелили на пол или на траву. В последнее время большой популярностью среди иностранных туристов пользуются маленькие ширдаки.

Обычный размер ширдака 2х4 м. Он состоит из войлочной основы и пришитых к ней искусно вырезанных кусков цветного войлока, представляющих собой своеобразный орнамент. Части войлока соединяются специальными стежками.



Орнаменты представляют собой стилизованные изображения некоторых частей животных: хвост собаки, рога горных козлов, когти птиц и т. д., которые в свою очередь являются особыми знаками, имеющими определённый смысл и значение.

Основными цветовыми сочетаниями, используемыми при изготовлении ширдака, являются: красный и белый, красный и синий, красный, белый и коричневый. Каждый ширдак должен заканчиваться по краям чёрно-белой парой цветов (они символизируют заснеженные верхушки киргизских гор). Раньше использовались только натуральные краски (корень марены красильной, индиго, испарак (живокость). Современные мастерицы красят шерсть анилиновыми красителями.



Выделка.

Конечная фаза изготовления ширдаков традиционно происходит зимой. В целом весь процесс протекает в течение года: весной стригут шерсть, потом её моют, сушат, треплют, красят, распушивают, а затем, с помощью кипятка, мыла и чия (чий — камышовая циновка) валяют кииз — войлочный ковёр, в данном случае одного цвета.



В орнаменте ширдака преобладают два цвета. Два слоя войлока разных цветов накладывают друг на друга, наносят рисунок, прорезают орнамент одновременно в двух слоях острым инструментом. Затем соединяют между собой вырезанные части различных цветов и пришивают друг к другу особыми швами. Таким образом из подготовленных материалов получается сразу два одинаковых рисунка. Различие между ними небольшое. Например, если используется пара цветов белый и коричневый, то в одном рисунке мы увидим коричневый орнамент на белом фоне, а во втором — белый орнамент на коричневом фоне. Эти два орнамента симметрично накладываются на одну толстую войлочную основу и получается ширдак. Если орнаментные заготовки в полный размер, то делают сразу два похожих ширдака.




Когда-то ширдак имел культовое значение. Мать была обязана подготовить свою дочь к свадьбе — сшить ковер. "А если не сошьет, то что это за мать такая — неумеха. Должно быть и дочь такую же вырастила. А может у нее и вовсе матери нет?" — считали в народе. Сама будущая невеста должна была приготовить в свадьбе туш-кейиз — огромное тканое полотно длиной в несколько метров, вышитое изящным орнаментом. Многие девочки начинали вышивать туш-кейиз с двенадцати лет. Вот и получалось, что киргизская женщина что-то шила и вышивала всю свою жизнь — до свадьбы себе, после свадьбы своим дочерям. При свете свечи, до глубокой ночи, после обязательной работы по дому, ухода за детьми, дойки коров и кобылиц.




В советское время в руки киргизским вышивальщицам начали попадать венгерские вышивки крестом, незаметно подкрался модный в наше время пэтч-ворк, а в традиционные орнаменты просочились символы времени — пятиконечные звезды. И все же даже в советское время, на которые принято списывать глобальную деградацию самобытности всех и вся, женщины все так же вышивали. В отдаленных аулах у бабушек в сундуках все еще лежат вышивки, датированные 60-ми и 70-ми годами прошлого века. Да какие вышивки!
Сегодня в республике есть немало людей, которые ищут и скупают такие туш-кейизы, чтобы перепродать этот изящный антиквариат желающим за немалые деньги.

Прошло время, и вместе с солнечными батареями и дизель-генераторами солнечный свет пришел даже в юрты кочевников. Только вот традиции его не дождались. И вышивание одного туш-кейиза требует много времени и сил. Технология создания ширдака и того сложнее — остричь барана, свалять шерстяной ковер, придумать и вырезать из шерсти сложные узоры, потом сшить кусочки шерсти аккуратными стежками. Слишком сложно, но необходимо — традиция требовала готовить невесте приданое. В конце восьмидесятых в Бишкеке открылась ковровая фабрика — у дорогих и сложных в изготовлении ширдактов появилась дешевая альтернатива. В девяностые на не окрепший киргизский рынок пришли китайские товары. Еще более дешевый и доступный способ подарить на свадьбу ковер и не остаться без денег. Когда все вокруг валится на части, сложно думать о сохранении каких-то там многовековых ремесел. Круг замкнулся. Места языку узоров в нем не нашлось.

Двадцати лет хватило, чтобы практически ушло то поколение, которое помнило, что же значат эти закорючки на шерстяных музейных древностях. От традиционных киргизских орнаментов в народной памяти осталась только форма. Форму лепят на диски с популярной музыкой местных исполнителей, на многочисленные кафе и пластиковые пакеты. Форма эта, надо сказать, самая примитивная. От содержания не осталось ничего. Или почти ничего…

Сегодня стариков, которые все еще могут расшифровать послания на ширдаках и туш-кейизах остались единицы. Еще меньше людей, которые заинтересовались вопросом и умудрились найти этих носителей сокрального знания.

В двадцать первом веке своим возрождением традиционные ремесла во многом обязаны туристам. Частные мастерские отправляют заказанные ширдаки в Германию, Голландию, Штаты, где те, конечно, через перекупщиков, попадают в коллекции людей со вкусом.

Однажды Марианна влюбилась в Кыргызстан и связала с ним свою жизнь, даже стала консулом страны у себя в Нидерландах. Еще 15 лет назад она открыла магазин ширдаков из войлока в центре Амстердама. Теперь будущее ее бизнеса под вопросом, но она не хочет закрывать его. Партнер проекта «Открытая Азия онлайн» - kloop.kg - узнал, как в самом сердце столицы Нидерландов появился магазин войлочных изделий.

В самом сердце столицы Нидерландов, на одном из главных каналов — Принсенграхт — расположен магазин, который торгует изделиями из Кыргызстана. Ширдаки, ковры, украшения, национальную одежду и даже юрты здесь уже 15 лет продает голландка Марианна Тюрлингс, которая однажды влюбилась в Кыргызстан и тесно связала с ним свою жизнь. Настолько, что стала его почетным консулом в Нидерландах. Свой магазин она назвала «Ширдак».



Открывая дверь сюда, словно попадаешь в Центральную Азию: сразу чувствуется приятный запах войлока, ширдаки красуются на полу, висят на стенах и стоят рулонами вдоль стен. Здесь же расположился разобранный деревянный каркас юрты.

На первом этаже Марианна помогает клиентам разложить ковры, чтобы полностью рассмотреть их и полюбоваться орнаментом.




На втором этаже выставлена национальная одежда: кыргызская, узбекская и таджикская. Из-под стеклянного прилавка на покупателей смотрят игрушки, сделанные из войлока: верблюды, лошади, маленькие апашки в элечеках и аташки в калпаках. Есть отдельная секция с ювелирными изделиями из настоящего серебра и драгоценных камней: массивные ожерелья, браслеты и серьги — точь-в-точь как те, что можно найти в Кыргызстане.


Пестрые товары с национальными узорами контрастируют с белыми стенами магазина. Семейные пары приходят сюда в поисках ковров и других изделий для интерьера и декора, а молодые девушки примеряют шелковые шарфы и пиджаки восточных мотивов. Туристы со всего мира фотографируют тут каждый угол и расспрашивают хозяйку об истории ее бизнеса. Марианна охотно делится ею с каждым покупателем.



ТЕКСТИЛЬ КАК ЯЗЫК

Впервые изделия из Центральной Азии Марианна увидела еще в 1999 году, когда познакомилась с центральноазиатскими кочевыми племенами в Пакистане. «Они говорили через особый язык текстиля», — вспоминает она. Марианна всегда была влюблена в ткани, и ее поразили разнообразие, систематичность и структура изделий кочевников.

Вернувшись в Голландию, где она работала в магазине персидских ковров, Марианна стала изучать национальные костюмы, вышивки и декор кочевых народов. Вскоре она могла распознать, изготовила ли изделие замужняя женщина или вдова, к какому племени она принадлежит, какой у нее статус в обществе, и из какого она региона.



Однажды ей довелось побывать на выставке текстиля из Центральной Азии в Лондоне. Там Марианна не только купила несколько первых кыргызских товаров на продажу, но и познакомилась с будущим президентом Розой Отунбаевой. Тогда она была послом Кыргызстана в Великобритании. Через пару месяцев Марианна подумала: «Какого черта? Я ведь сама могу поехать в Кыргызстан», - и отправилась в далекую страну.

ПУТЬ К «ШИРДАКУ»

«Здесь совсем нет кофе!» — вспоминает Марианна свое первое впечатление от Кыргызстана. Молодая республика праздновала десятилетие своей независимости, когда голландка впервые приехала в Бишкек в 2001 году. Марианна вспоминает, что Кыргызстан удивил ее своим интересным и позитивным настроем. Люди были полны оптимизма и больших надежд на свободу, демократию и развитие. «Самое интересное отличие кыргызстанцев от европейцев — это образ и философия жизни людей. В Кыргызстане люди умеют радоваться жизни и наслаждаться моментом», — говорит она.

Европейцы, по ее словам, живут в спешке, планируют и рассчитывают каждую минуту наперед, фокусируются только на будущем. Это вызывает у многих депрессию и выгорание. В Кыргызстане, окруженные богатой и красивой природой, люди умеют наслаждаться тем, что у них уже есть. «Конечно, чтобы преуспеть в бизнесе, надо быть расчетливым во всем, особенно со временем. Но жить здесь и сейчас тоже важно и необходимо», — рассуждает Марианна.



В то время в Кыргызстане было очень мало ресторанов и всего пара отелей, вспоминает она. Номера в «Хаятте» были до безумия дорогими, поэтому она жила в съемной квартире, которую ей помогли найти местные друзья.

Кыргызстан оставил у Марианны массу впечатлений. Здесь она впервые увидела лошадь ближе, чем в цирке, и даже покаталась на ней. Это было ее мечтой с детства, но родители считали это слишком опасной и дорогой затеей. «Я ездила на лошади! Да еще где? Среди гор! И можно было ездить сколько душе угодно, куда глаза глядят. Никаких заборов и ограничений!» — восклицает она на весь магазин с глазами, полными воодушевления.

Закупив огромное количество ширдаков, она вернулась в Голландию и два года читала лекции о Центральной Азии, культуре кочевых народов, текстильных изделиях и специфике их изготовления.

Через год Марианна открыла свой первый магазин в Амстердаме, который получил название в честь первого изделия, с которого началось ее центральноазиатское приключение — «Ширдак». Это стало началом следующей главы в ее жизни, которая еще теснее связала Марианну с Кыргызстаном.



ПОЧЕТНЫЙ КОНСУЛ

«У меня есть фотография с Чингизом Айтматовым!» — вдруг восклицает Марианна, забегая в своей истории вперед.



Узнав о ее магазине, сотрудник посольства Кыргызстана в странах Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды и Люксембург) попросил Марианну декорировать его здание к годовщине «тюльпановой» революции. Тогда послом в этих странах был Чингиз Айтматов. Его команда предложила Марианне стать представителем Кыргызстана в Голландии. Спустя год все необходимые документы были готовы. Так она стала почетным консулом Кыргызстана в Нидерландах и пробыла им больше шести лет. «Это был незабываемый опыт. Я часто была связующим звеном для всех приезжающих сюда граждан Кыргызстана, предоставляла им необходимую помощь и информацию о документации, учебе, стипендиях», — вспоминает она то время.



Каждое лето Марианна прилетает в Кыргызстан — и не одна. Она собирает группы туристов из Европы и организовывает туры, которые знакомят их с текстильным ремеслом. Эти поездки также включают проживание в юрте, посещение нескольких кыргызских городов, катание на лошади и знакомство с традициями Кыргызстана.

БУДУЩЕЕ «ШИРДАКА»

Сейчас Марианна продает все больше товаров из Индии. Главная причина — экономическая. После вхождения Кыргызстана в Евразийский экономический союз цены на экспорт товаров значительно повысились. «Впервые за все эти 15 лет я распродаю изделия почти по себестоимости, — говорит она, указывая на ценники. — Я точно знаю, что мой магазин сейчас единственный в своем роде. Никто не покупает и не привозит ширдаки, потому что они не приносят доход. Ширдак стал очень ненадежным товаром».


Войлок – капризный товар. Чтобы его не ела моль, его приходится хранить в холодильнике. Фото: Даниль Усманов для Kloop.kg

Из-за этого кризиса Марианна решила перевезти свой магазин из столицы в ее родной город Утрехт, который находится в 20 минутах езды от Амстердама. Закрывать магазин насовсем она не хочет. «Ведь это мое детище, — объясняет она. — За все эти 15 лет я полюбила страну, ее природу и самое главное — людей. Было много приятных приключений. Возможно, я напишу книгу или мемуары об этих путешествиях. Я всегда буду возвращаться в Кыргызстан».

Читать по теме:

С 11 по 13 сентября 2018 года в НВК «Узэкспоцентр» пройдет 15-я Центральноазиатская международная специализированная выставка -"Textile Expo Uzbekistan 2018".
Textile Expo Uzbekistan 2018
https://www.advantour.com/rus/uzbekistan/tashkent/exhibitions/textile-expo.htm

Чудо в шерсти
https://www.vesti.ru/doc.html?id=1906782

Источник:

http://theopenasia.net/articles/detail/voylok-kak-tselaya-zhizn-kak-gollandka-vlyubilas-v-kyrgyzstan-i-otkryla-magazin-shirdakov/

Tags: Туркестан, Центральная Азия, клоны, ковроткачество, фальсификация истории, ширдак
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments